понедельник, 25 мая 2015 г.

Как еврейский похоронный дом превратился в центр культуры

  
Так выглядит «Дом Мендельсона» изнутри

Раньше из этого здания отправляли в последний путь, теперь – тут поют песни и радуются жизни. Так можно описать «Дом Мендельсона», который находится в польском городе Ольштын. В этом загадочном и, можно сказать, сакральном месте удалось побывать корреспонденту «Днепра вечернего». Здесь особая аура, которая заставляет задуматься об исторических ценностях и смысле существования.

Внешне это небольшое здание, на входных дверях звезды Давида. Каменный пол, конусообразный потолок с отверстием на самом верху, квадратные колоны по краям помещения. Одна комната переходит в другую, другая – в третью. Нестандартное архитектурное решение сразу обращает на себя внимание, а название «Дом Мендельсона» невольно ассоциирует здание с именем великого немецкого композитора Феликса Мендельсона и его музыкой. На самом же деле много лет назад, это дом ассоциировался у жителей Ольштына (ранее – Алленштейне) исключительно со смертью.

Дом получил свое название в честь знаменитого архитектора Эриха Мендельсона, который родился в Алленштейне (Ольштын). Проучившись некоторое время в Мюнехене на факультете экономики, Эрих решил стать архитектором и перевелся в техническую школу. За годы работы архитектор прославился на весь мир своими необычными по форме сооружениями. Одни из самых знаменитых его проектов - обсерватория Эйнштейна, кинотеатр «Универзум» (Берлин), двенадцатиэтажное конторское здание «Колумбус-хауз» (Берлин)…

Похоронный дом в Ольштыне - одно из самых первых строений тогда еще начинающего архитектора Эриха Мендельсона.

Программный ассистент фонда «Боруссия» Майя Василюк рассказала, рассказала о культурных акциях, которые проходят в «Доме Мендельсона»

- Раньше на месте этого культурного центра находится еврейский похоронный дом, - рассказывает программный ассистент польского фонда «Боруссия» Майя Василюк. - Он был построен в 1819 году возле кладбища для иудеев. Ольштынская еврейская община проводила в здании предпохоронные церемонии. Каждая комната предназначалась для отдельного обряда по определенному предписанию.

Майя рассказала о том, что «Дом Мендельсона» удивительным образом избежал разрушения от рук нацистов. После окончания Второй мировой войны за зданием и кладбищем ухаживал ольштынский еврей Мариан Смолинский.

- В архивах сохранилась газета «Życie Olsztyńskie», в которой обсуждается вопрос ремонта ограды, - продолжает Майя Василюк. - После смерти Мириана Смолинского, с кладбища убрали надгробия, таким образом, превратив его территорию в парк. По некоторым данным, часть надгробий просто закопали в землю.

Что касается похоронного дома, то после войны здесь размещался Государственный архив. Когда, в конце прошлого века, архив переехал, здание начало рушиться. Вплоть до 2005 года им никто не интересовался. А потом его арендовал фонд «Боруссия» и отремонтировал его.

- Главная идея нашего фонда заключается в создании проектов, которые, объединяют культурное наследие Восточных Прусов, - пояснила Майя. – Мы организовываем много образовательных акций, которые нацелены на развитие общества.

Сегодня в еврейском погребальном доме расположен офис фонда «Боруссия». Здесь регулярно проходят различные культурные встречи, например, Дни еврейской культуры. По словам работников фонда, главная цель - рассказать обществу о мультикультурной истории региона.

Кстати, в «Доме Мендельсона» проходили и дни украинской культуры, на этой встрече присутствовали гости их Украины, звучали «щедривки».

- Не так давно «Дом Мендельсона» был включен в финал конкурса, организованного Национальным институтом наследия, - говорит Майя Василюк. – Здание выиграло в номинации «Адаптация достопримечательностей» и было признано самой ухоженной достопримечательностью. Мы действительно постарались, воссоздав во время ремонта исторический интерьер.

Внутри здания действительно специфическая атмосфера. Даже если до конца не понимаешь, где находишься, преследует какое-то странное ощущение - словно попадаешь в другое измерение. А когда узнаешь историю здания, то невольно начинаешь задумываться о смысле существования. Еще удивляешься, почему же здесь не дом-музей памяти, а культурный центр – место торжества жизни.

- Музей памяти – это слишком узкое предназначение, - говорит программный ассистент. – А так, помимо Дней еврейской культуры, здесь проводятся различные встречи и концерты, гостят представители разных национальностей, которым всегда рады.

На самом деле, свое отношения к мультикультурному достоянию Польша начала менять в 90-х годах. Тогда страна, начала возвращать свою историческую память. Одним из элементов этой памяти стали польско-еврейские отношения, от которых в свое время в Польше отказались. Огромное внимание еврейскому вопросу уделяется в Люблине. В 1938 году там жило около 43000 иудеев на 120000 населения, а после войны - осталось всего лишь несколько сотен.

Раньше в Люблине «городская брама» служила переходом из христианской части города в еврейскую. Теперь на этом месте находится популярное культурный центр «Брама Гродська - Театр НН». Это не просто театр, а учреждение, которые занимается исследованием исторического значения города. Здесь находится и уникальная в своем роде музейная экспозиция.

Основатель центра «Брама Гродська - Театр НН» Томаш Петросевич рассказал о деятельности учреждения

- Вначале 90-х наш театр представлял в основном творчество украинских деятелей. После, когда осознали значение места, где находимся, стало очевидным, что характер деятельности учреждения должен перекликаться с историей, - рассказывает основатель «Брама Гродська - Театр НН» Томаш Петросевич.

Экспозиция музея театра посвящена еврейскому вопросу. В числе экспозиций старое фото шестилетнего Гени Житомирского. Это последний снимок большой семьи, которая погибла во время холокоста. Спаслась только тетя Гени, которая и передала снимок музею.

По словам Томаша Петросевича, самой судьбой предначертано чтобы для центра «Брама Гродська - Театр НН» самым важными стали польско-еврейские отношения. Во-первых, эта тема остается в плоскости общественных дебатов. А во-вторых, нужно ответить на вызовы темной стороны истории польского народа.

- Особое внимание уделяется и развитию польско-украинских отношений. Здесь свои исторические предпосылки. Вспомнить только акцию «Висла» - принудительное переселение украинцев, - говорит Томаш Петросевич. – К сожалению, после войны Польша утратила свое культурное многообразие. Но какой бы не была история, нужно возвращать свою историческую память. Нужно помнить, что нет идеальных народов, нет идеальных обществ. У каждого лица есть светлая и темная сторона. 

По словам основателя театра, в отличие от Польши, Украина - остается многонациональной и многокультурной страной. Сейчас она переживает сложный исторический момент, и при этом очень важно сохранить это культурное многообразие. Подрастающее поколение должно понимать, что общество бывает очень разным, со своими особенностями и традициями. При этом мы должны сохранять лояльность и уважение друг к другу. Если нужно – протянуть руку помощи. Это и есть залог мира и процветания.

Опубликовано в газете "Днепр вечерний"

Комментариев нет: