четверг, 21 августа 2014 г.

Раненый командир Дмитрий Кошка рассказал правду о противниках


По словам Дмитрия Кошки, война изменила его представления о ценностях

Это было не больно - как будто сбили с ног горячей мокрой тряпкой. Командир роты Дмитрий Кошка увидел, на штанах кусок металла и скинул его. А когда попытался подняться, из ноги фонтаном брызнула кровь. Как оказался в полевом госпитале, не помнит. Там доктор что-то вколол в ноги и стал доставать самые крупные осколки. Их оказалось много.  
Дмитрий окончательно пришел в себя, когда его уже везли в «скорой» по Днепропетровску. Он смотрел на свои перебинтованные ноги и слушал вой сирены как какую-то музыку. А в голове все еще грохотали взрывы. Вдруг медсестра заботливо поинтересовалась:
- Может, сделать кондиционер на пару градусов теплее?
Невинный вопрос поверг парня в шок. Что значит теплее? Он 4 месяца ходил в бронежилете, в котором не дышит тело: спал на сырой земле, копал окопы на солнцепеке… Привык ко всему. Более того, за 4 месяца службы его сознание перевернулось, ценности изменились. Все бытовые проблемы стали смешными и надуманными. 
- Спасибо, не стоит. Я жив, мои парни живы, а значит - все  хорошо, - ответил молодой боец.
Как «каратели» становились спасителями
Несколько месяцев назад 29-летний Дмитрий Кошка даже представить не мог, что будет сражаться в зоне АТО. Подающий большие надежды молодой ученый работал на кафедре экологии Национального горного университета, писал диссертацию. Повестка пришла в апреле.
- В военном гарнизоне Гвардейское нас осмотрела медкомиссия. Почти у каждого нашлись жалобы на здоровье. Врачи посчитали, что с моей аллергией служить нельзя, и отправили меня домой. Но я  настроился служить и настоял на мобилизации. Конечно, тогда не понимал, что меня ждет на самом деле, - рассказывает молодой человек.
Дмитрия назначили командиром взвода 20-го батальона территориальной обороны Днепропетровска. Вскоре новоиспеченных бойцов отправили в зону АТО.
- Когда нас бросили в горячую точку, шел всего лишь 5-й день службы, - вспоминает Дмитрий Кошка. - Наемники захватили в одном из городов Донецкой области здание, а нам требовалось его освободить или, как говорят, зачистить. Кстати, зачистить - это не убить, а, просто избавить от захватчиков. Их просто можно выгнать со своей территории. Законы войны таковы: если в тебя стреляют, то и ты стреляешь. Если нет -  ты тоже не нажимай на курок.
Когда 20 батальон вошел в городок,  местное население стало швырять в солдат бутылками с криками: «Захватчики! Убийцы!».
- И только когда мы выгнали наемников из здания,  местные жители начали понимать, что такое украинская армия, - рассказывает командир.
Военнослужащий признался, что на момент начала АТО сами солдаты днепропетровского батальона поначалу не понимали, кто друг, кто враг.
- Мы не знали, что есть такие дружественные подразделения как «Азов» и «Донбасс». Мы видели, что ребята стреляют в том же направлении, что и мы. Раззнакомились уже потом, - продолжает наш земляк.
Страшнее всего, когда стреляют из «градов»
Шаг за шагом украинская армия все ближе подходила к Донецку. Сценарий был один – сначала местное население считало наших солдат извергами, но уже через пару дней все им улыбались и возили еду, хотя и сами не шиковали. По словам Дмитрия Кошки, были случаи, что даже приверженцы «ДНР» ездили по населенному пункту и велели не трогать этих ребят, - они, мол, хорошие.
- В большинстве своем там обманутые люди, - продолжает командир. – Есть еще те, кто рвется к власти, и так называемые «проплаченные» (вплоть до того, что начальник шахты включает работникам новости о ситуации в стране. А там - российский канал, и звучат слова: «украинская хунта», «каратели»).
По словам Димы, особенно зверствуют наемники с чеченской внешностью. Для них нет ничего святого: они обирают местное население, убивают, насилуют женщин. Командир рассказал самую свежую историю, от которой мурашки по коже:
- Молодая семья с детьми 5 и 6 лет покидала зону АТО. Парня захотели забрать в армию ДНР. Он отказался, и тогда детей расстреляли.
Как правило, наемники ставят блокпост посредине города, чтобы быть в окружении мирного населения. Понятно, что украинская армия не будет по ним стрелять. Вначале нужно вывезти местных жителей. Дальше - штурм.
- Страшнее всего, когда стреляют из «градов», - говорит командир. – Это оружие способно разносить города. Когда мы подходим, наемники демонстрируют мощь обстрела. Зона поражения - 200 метров, 400 – полет осколков. Не дай Бог кому-нибудь очутиться в этой зоне. Мы стараемся укрываться там, где нет мирных жителей.
Как выжить, когда убивают
Слава о Дмитрии Кошке как о талантливом командире разлетелась мгновенно. Дело в том, что молодому военнослужащему удавалось вести бои так, чтобы его рота выполняла боевые задачи без потерь.
- Каждый бой, проведенный без потерь, - большая удача, - говорит командир. -  Конечно, тут в первую очередь важно иметь хорошее обмундирование. Форму, берцы и бронежилеты мы с ребятами покупали сами. У нас стрелковый взвод, стрелковое оружие, к счастью, было. Обычно, если серьезный бой, нам давали подмогу - минометы, танки. Все это объединялось в мобильные группы. Это позволяло действовать эффективно.
Один бой запомнился особенно.
…Батальон Кошки отбивался в ожидании подкрепления 3 суток.
- Из миномета мы стреляли фактически наобум. Я смотрел в бинокль и командовал, куда давать огонь, - рассказывает командир.
Как только подтянулись наши танки, и украинская армия смогла дать ответный бой, нападение прекратилось. Бойцы были обессилены, но, самое главное, остались живыми.
Казалось бы, можно передохнуть…
- Но тут поступил еще один приказ. Наш батальон отправляли в  горячую точку под Донецком, где долго шли бои, а освободить населенный пункт никому не удавалось. Самые большие надежны возлагались на мой полк, - продолжает военнослужащий. – У нас не было времени подготовиться. Но я дал себе слово, что верну  своих пацанов живыми.
Днепропетровские солдаты более суток не смыкали глаз, но приказ  есть приказ.
…И снова грохот градов, от которых нет спасенья даже в окопе. К счастью, подкрепление подходило вовремя. Враг отступал, осталось ликвидировать последнюю точку.
И Дмитрий пошел вперед, на противника. В тот момент взорвалась мина…
Вовремя оказанная помощь спасла командиру ногу. Но Дмитрий за свое здоровье беспокоился меньше всего. Когда пришел в себя, первое, что спросил: «Как мои пацаны?». И ликовал, когда узнал, что убитых нет, он – единственный раненый.
Находясь в Днепропетровске на реабилитации, командир регулярно созванивается со своей ротой - дает ребятам советы. По его словам, если война вскоре не прекратится, он снова станет на защиту Родины.
А в это время
За успешное выполнение боевых заданий командира Дмитрия Кошку представили к ордену Богдана Хмельницкого III степени.
Дмитрию Кошке не раз приходилось принимать участие в операциях по зачистке  

У Дмитрия Кошки ранение осколками в ноги

Опубликовано в газете "Днепр вечерний"

пятница, 15 августа 2014 г.

В зоне АТО служит королева красоты


Медсестру Юлию Данченко называют звездой 20-го батальона

- Ей бы в конкурсах красоты участвовать, а она в АТО, - судачили соседи, когда узнали, что 21-летняя Юленька Данченко записалась добровольцем в армию.
Юлю в небольшом городе Марганец Днепропетровской области знают многие. Девушка-то видная: высокая зеленоглазая брюнетка с шикарными формами. Многие парни мечтали взять Юлю в жены, но красавица замуж не спешила. Хотела сначала построить карьеру, стать полезной для общества. Все шло по плану - медучилище, работа участковой медсестрой, цель поступить в вуз и стать врачом. Война отодвинула планы.
- Как только началась мобилизация, я пошла добровольцем в армию, прекрасно отдавая себе отчет, на что подписываюсь, - рассказывает Юлия. – Родители были в шоке, всячески пытались отговорить. Но я никого не слушала. По происшествии почти полугода, могу сказать, что ни о чем не сожалею.
Юлю зачислили медсестрой в 20-й днепропетровский батальон. Бойцы невероятно воодушевились, когда увидели, что с ними в казарме будет жить девушка невероятной красоты.
- Конечно, сначала мне было немного не по себе. Но быстро привыкла к мужской компании, - рассказывает девушка. - Часть очень хорошая, батальон дружный.
Юлю сразу же окрестили королевой красоты батальона и стали по-дружески называть Юляхой. А девушка привыкала жить по уставу - ходить строем в столовую, просыпаться и засыпать по команде.
- А еще я сменила гардероб. У меня форма, берцы, бронежилет и даже автомат, - рассказывает девушка. -  Раньше боялась брать в руки оружие, но благодаря парням пересилила страх. Более того, научилась стрелять не только из автомата Калашникова и пистолета Макарова, но даже из подствольного гранатомета.
Глядя на юную медсестру, сложно поверить, что в армии у нее нет ухажеров. 
- Здесь со всеми только дружеские отношения, не более того, - говорит красотка. – Да и мужики у нас все с головой, у каждого жены, дети. Так что никаких романов.
Девушка призналась, что на гражданке у нее есть парень. Он живет в Киеве и с пониманием отнесся к решению Юли отправиться на службу в АТО.  Он нее не ревнует, а вот за безопасность любимой переживает.
- Страшнее всего, когда мы теряем своих, - говорит медсестра. - В стрессовых ситуациях в первую очередь стараюсь не паниковать. Чтобы не напугать того, кого спасаю. А там уже делаю все, что в моих силах.
В батальоне у Юли нет любимчиков, все самые лучшие. Девушка о ребятах отзывается очень трепетно:
- Они у меня умнички. Берегу их как могу.
Утро у девушки начинается с того, что она либо едет на передовую для оказания первой помощи, либо отвозит кого-то в госпиталь. Какой бы ни была обстановка, Юля с бойцами мила и улыбчива.
- На нее только посмотришь, сразу настроение улучшается, раны сами затягиваются, - шутит солдат из 20-го батальона Евгений Яловой. - Юляха – наш талисман.
Когда Юлия приехала в увольнение и встретилась со знакомыми, далеко не все поддержали девушку.  Некоторые сказали, что армия – не женское дело.  
- Но я знаю, что все сделала правильно. Понимаете, в АТО я нужна. Мне бы совесть не позволила остаться на гражданке. Такой я человек – принципиальный, - говорит медсестра.
Во время увольнения красавица Юленька наконец-то смогла надеть нарядное платье. А когда гуляла в парке, к ней подошел познакомиться молодой человек.  
- Девушка, а у вас парень есть?  - поинтересовался юноша.
- Есть, и не одна сотня, - загадочно ответила Юля.   

Медсестра Юлия Данченко теперь умеет стрелять из автомата Калашникова


Бойцы 20-го батальона ценят и уважают свою медсестру Юлию Данченко

Материал опубликован в газете "Днепр вечерний"

четверг, 14 августа 2014 г.

Прапорщик Сергей Пономаренко приехал в Днепропетровск из зоны АТО, чтобы обвенчаться


Сергея и Светлану Пономаренко обвенчал священник днепропетровского храма Рождества Пресвятой Богородицы Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата отец Дмитрий

Тем утром Светлана Пономаренко молилась дольше обычного, а затем отправилась на территорию АТО. Дорога казалась бесконечной, иногда становилось очень страшно… Тогда женщина начинала думать о своем муже Сергее. Она едет к своему любимому супругу, и совсем скоро сможет крепко обнять его – эта долгая разлука закончится.
Прапорщик Сергей Пономаренко – сдержанный и строгий – в тот день, нервничал, как мальчишка, хоть этого старался и не показывать. Он ходил взад-вперед, выглядывая авто друга, который пообещал, что рискнет и доставит его жену на передовую.   
А потом они не могли наговориться, насмотреться друг на друга… Вокруг полыхала война, а в душах у Сергея и Светланы царили мир и любовь. Вдруг они поняли, что их чувства свежее и ярче, чем 22 года назад, когда только поженились.
- Знай, ты моя вечная! – сказал Сергей, отпуская руку Светланы, когда та садилась в авто.
Он смотрел, как машина удаляется по ухабистой дороге. А когда она совсем исчезла из вида, достал мобильный и набрал ее номер…
По пути домой Светлану одолевали разные мысли, и вдруг она поняла, что должна сказать Сергею нечто важное. Достала телефон из сумочки, как вдруг он зазвонил:
- Светик, будь моей женой перед Богом!, - сказал Сергей в трубку, словно прочитав мысли любимой.
Радостная новость моментально облетела 20-й батальон, где служит прапорщик Сергей Пономаренко. Командир без вопросов подписал приказ об отпуске не только жениху, но и некоторым его товарищам. Все вместе отправились в Днепропетровск.  
- На самом деле мы давно хотели обвенчаться, но обстоятельства все не складывалось, - рассказывает Сергей. – Богу стало угодно объединить наши сердца, когда в стране началась война.
- Именно благодаря разлуке мы поняли, что не можем жить друг без друга, - говорит Светлана.
Пара познакомились 22 года назад. Светлана - чемпионка  по прыжкам на батуте 1986 – работала тренером в одном из днепропетровских дворцов спорта. Сергей пришел туда заниматься в секцию по борьбе. 
- Когда увидел стройную очаровательную девушку, сердце мое растаяло, - вспоминает Сергей. – Не откладывая на потом, подошел и пригласил ее на свидание. Пообщавшись, понял, что не смогу жить без Светы и через несколько дней сделал ей предложение.
Со временем любовь только крепла. В семье появилось двое сыновей - Влад и Владимир. Отец служил для них примером – целеустремленный, надежный, строгий, но справедливый. Он иначе не умел, ведь его самого воспитала армия. Еще при Советском Союзе он отслужил срочную службу, уволившись в запас прапорщиком.
Когда на востоке Украины началась война, Сергей Пономаренко, не дожидаясь повестки, в первых рядах пошел добровольцем, оставив работу директора крупной фирмы.
- Мне было очень тяжело оставлять семью. Я видел, что глаза жены на мокром месте. Но не мог иначе, защищать Родину – мой долг, - говорит прапорщик. – Кто, если не я?
Друзья поддержали Сергея. Некоторые, следуя его примеру, тоже ушли на передовую.
Друг детства Богдан Быков остался в Днепропетровске. Он – человек не военный. Зато, в случае надобности, Светлана, Влад и Владимир всегда могут на него рассчитывать.  
- Я рос без отца, - рассказывает Богдан Быков. – С Сергеем Пономаренко мы  познакомились, когда мне было 12, а ему – 17. Он стал моим наставником, всегда подставлял плечо, помог сформироваться, как личности. Я счастлив, что меня пригласили на свое венчание свидетелем.
Светлана была во всем белом, Сергей – в военной форме. Они, взявшись за руки, переступили порог днепропетровского храма Рождества Пресвятой Богородицы Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата. Их венчал Отец Дмитрий. Рядом находились самые близкие люди – дети и родственными, а еще боевые товарищи. Это было больше, чем обряд венчания, священник молил Бога о мире, чтобы мы научились любить друг друга, прощать, понимать… Наверное, в тот момент все просили Господа об одном и том же.    
Обряд закончился, и уставшие лица ребят в форме вдруг засияли улыбками. Они по очередь стали подходить к паре, чтобы поздравить. Фронтовой друг Евгений Яловой подарил от всего 20-батальона икону Святого Великомученика Георгия Победоносца.  Все ребята пожелали победы, чтобы каждый мог поскорее вернуться к своей жене. 
Лица Сергея и Светланы светились счастьем. Они наслаждались этим моментом и верили, что Божье благословение поможет их семье и сотням других пережить испытание войной.
До отъезда Сергея на передовую оставалось меньше суток. Пара пообещала, что до этого момента не вспомнит об АТО. Они будут говорить друг другу только о любви.   
Материал опубликован в газете "Днепр вечерний"


Такими Сергей и Светлана Пономаренко были 22 года назад, в день своей свадьбы  

Сергей и Светлана Пономаренко с сыновьями  Владом (слева) и Владимиром  

Воины АТО с позволения командира батальона приехали в Днепропетровск, чтобы поздравить своего боевого товарища и его супругу с венчанием

Фото автора