Накануне Дня железнодорожника штатная блондинка «Днепра вечернего» водила электровоз
Говорят, блондинка за рулем – это ужас, а что скажете насчет блондинки за штурвалом локомотива? Да, по законодательству Украины женщины не могут работать машинистами электровозов, ведь работа считается тяжелой и требует большой выносливости. Ну, а с другой стороны, наши дамы любой поезд «на ходу остановят», им все по плечу.
Штатной блондинке «Днепра вечернего» Елене Андрющенко удалось осуществить свою давнишнюю мечту и «погонять» по рельсам локомотивного депо Приднепровской железной дороги на электровозе. Более того, «набравшись опыта» в качестве машиниста, журналистка попробовала себя и как проводница, а затем сравнила – какая же работа все-таки сложнее.
Последняя женщина-машинист работала в войну
Обычно, чтобы стать машинистом, нужно для начала побыть помощником машиниста, ну и, естественно, сработаться с начальником, перенять его опыт.
- Рада вам помочь, - протянула руку машинисту электровоза Алексею Гранкину. – И что мне нужно делать? Может, для начала, просто поговорим, расскажете, что да как…
Алексей не подозревал о моем коварном замысле. Думал, что просто решила взять интервью…
Оказалось, молодой человек работает на Приднепровской железной дороге с 1996 года. С детства мечтал о карьере машиниста. Теперь ездит на разные направления: Симферополь, Донецк, Пятихатки, Кривой Рог, Апостолово… График каждый месяц меняется. В кабине локомотива он находится вдвоем с помощником. Тот озвучивает показания сигналов на дороге, положение стрелок, скорость, состояние пути. То есть - следит за дорогой.
- Отлично, есть с кем поболтать в пути, - отметила я.
- Что вы, разговаривать некогда, ведь находишься в постоянном напряжении, нужно быть максимально внимательным. Вот поэтому и устаешь после рейса больше не физически, а морально, - ответил машинист. – Работа сопряжена с многочисленными стрессами.
- Вам, наверное, часто приходится волноваться из-за пьяных пассажиров, которые срывают стоп-кран, - предположила.
- Это рабочая ситуация. Гораздо страшнее, когда под твой поезд попадает человек, - при этих словах лицо Алексея стало серьезным. – А такие случаи есть в практике почти у всех машинистов. Вероятность очень высока. В основном жертвами становятся пьяные, которые переходят пути в неположенном месте. Сигнала они не слышат, а резко затормозить или свернуть в сторону невозможно. Поэтому девушки машинистами не работают. Не знаю – выдержат ли такое.
- Неужели ни одной в истории не было? - удивилась я.
Алексей сказал в утешение, что таки слышал о девушке-машинисте, которая прославилась еще в Великую Отечественную войну.
Тем временем я решила приступить к плану «Б» и стала проситься поработать машинистом хотя бы в пределах депо. Парень сам не заметил, как оказался без кителя и галстука. Все это мне очень шло. Осталось выбрать лишь локомотив под стать.
Розовый локомотив специально для блондинки
Мне понравился розовый электровоз ЧС-7, который сочетался с цветом моей блузки. Как будто его сделали специально для блондинок. Залезть в него на каблуках оказалось проблематично. Но мне помогли работники депо.
Немного растерялась, увидев в кабине множество кнопок и рычагов.
- Это краны машиниста, ими тормозят, - объяснил Алексей, показывая на два красных рычага. - Это рычаги для разгона скорости и торможения, вот радиостанция для связи с начальником поезда, а эта - с дежурным подстанции, той кнопкой включаются фары, а той - манометр…
- А магнитофона у вас случайно нет, ведь без музыки скучно, - прервала своего собеседника.
Мой вопрос Алексею показался странным:
- В пути нужно внимательно следить за дорогой, а не музыку слушать.
- Подождите, так и по мобильному поболтать нельзя? А если что-то важное с подругой или другом обсудить нужно…
- Самое важное - это довезти пассажиров с комфортом.
Уже была готова отправляться в путь и стала искать по сторонам ремни безопасности, но, как оказалось, их здесь нет. Локомотив, оказывается, тормозит плавно.
Чтобы запустить электровоз, потребовалось минут 10. Для этого сняли его с ручного тормоза и стали запускать в систему воздух. В какой-то момент я осталась в кабине одна. Локомотив сурово заревел и чуть дернулся. Мне показалось, что уже еду, причем меня все бросили. Стало так страшно, что даже вскрикнула.
- Не бойтесь, я рядом, - вдруг передо мной появился Алексей. – Мы еще стоим.
Он снял машину с дополнительного тормоза и посадил меня за штурвал. Ура, мы поехали с огромной, как мне показалось, скоростью - 10 километров в час.
- Вообще-то на дороге мы можем разгоняться до 120, а если скоростной поезд, то максимально до 140 километров, - объяснил машинист.
Алексей велел положить руки на штурвал и помогал поворачивать его в нужное время в нужную сторону, координируя скорость. Руля как такового не было. Мой розовый локомотивчик и так ехал строго по рельсам.
- Когда зажигается лампочка, не забывайте нажимать на педаль бдительности, - напоминал Алексей. – Она нужна для того, чтобы машинист не уснул в пути. Если этого не сделать, то локомотив сам остановится.
Пес на рельсах - тоже форс-мажор
Мне все казалось, что электровоз вот-вот сойдет с рельсов, но, как успокоил Алексей, для этого нужно «постараться». Такая ситуация очень маловероятна. А на такой низкой скорости вообще невозможна.
И вдруг, заболтавшись с Алексеем, я увидела, что под колеса моего электровоза сломя голову несется собачка.
- Мамочки, что делать! - вскочила со своего кресла и запаниковала.
- Сядьте на место и нажимайте клаксон, - велел мой инструктор.
Раздался пронзительный гудок, и пес, испугавшись, рванул в другую сторону. А я все продолжала жать на кнопку. Работники депо стали обращать внимание на беспрерывно сигналящий локомотив. А когда замечали, что за рулем блондинка, просто не могли удержаться от хохота.
Между тем, мы доехали до пункта назначения, перешли в другую кабину электровоза, находящуюся с противоположной стороны, и стали возвращаться обратно. И тут я заметила, что мы едем прямо на другой электровоз.
- Мы же врежемся! Давайте тормозить! – закричала на всю кабину и схватилась за красный рычаг.
- Все под контролем, мы просто присоединим наш к другому локомотиву, - успокоил машинист и сам плавно остановил мощную технику на нужном расстоянии от соседнего электровоза.
- Фух! - выдохнула с облегчением.
Выбравшись из розового электровоза, я немного пришла в себя, посидев 5 минут на рельсах, и отправилась осваивать новую профессию - проводницы.
Нелегка пилотка проводницы
Как раз на перрон прибыл поезд Днепропетровск-Трускавец. Меня с улыбкой встретила его начальник Елена Светличная. Кстати, она уже 2 года кряду становится победителем конкурса на лучшего начальника поезда Приднепровской железной дороги. Как оказалось, работа у этой хрупкой девушки тоже сложная. В ее подчинении 30 проводников. Вдобавок, нужно находить общий язык с пассажирами, а также держать постоянную связь с машинистом.
- Как же вам удается улаживать конфликтные ситуации, например, если между молодыми людьми завязался спор? - поинтересовалась я.
- Когда подходишь с улыбкой, то многим мужчинам становится стыдно за свое поведение, - ответила Елена Ивановна. – В последнее время все реже приходится вызывать наряд милиции, люди стали более здравомыслящими.
Как мне рассказала Елена Светличная, с недавнего времени на железной дороге новые правила. Через каждые 3 месяца и для начальника поезда, и для проводников методом компьютерного отбора выбирается другое направление. Приходится работать с новой командой. В свой штат Елена Ивановна взяла и меня, правда, всего на несколько часов. Проводница Яна Сырых принесла мне форму с пилоткой и взялась за мое обучение.
- Сейчас, когда люди покинули вагон, нужно прибраться, - сказала девушка. – Начнем с уборки грязного постельного белья. Его нужно утрамбовать в мешки.
И если утрамбовывать его кое-как получалось, то тащить мешок весом в 15-20 килограммов оказалось ой как тяжело. Хотя моя новая знакомая, худенькая проводница Анна Гаращенко, справлялась с этой задачей куда лучше меня.
- 20 лет опыта, что вы хотите, - объяснила она.
Я с горем пополам закинула мешок в кузов подъехавшего грузовичка.
- Не хотите подкинуть угля в топку, чтобы вагон не остыл? - предложила Яна.
- А что, это тоже делают девушки? - искренне удивилась.
- В нашем вагоне мужчины не работают, так что давайте.
А когда уже измарала руки, Елена Ивановна решила показать мне и лицевую сторону работы. Наконец-то уставшая блондинка вышла на публику. Еле сил хватило губы подкрасить.
- Вот скрученный желтый флажок, когда поезд тронется, держите его на вытянутой руке и смотрите по сторонам, чтобы никто не пытался заскочить в вагоны.
Наш состав отправлялся на отстой, а из другого, на соседнем пути, как раз выходили люди. Мужчины с восхищением смотрели на проводниц в форме, мы кокетливо улыбались в ответ.
На самом деле, как я заметила, несмотря на все сложности, проводницам нравится их работа. О рутинной стороне и сложностях никто не любит рассказывать, ведь такое есть в каждой профессии. Нелегка шапка Мономаха, нелегка и пилотка проводницы. Не думаю, что работа проще, чем у машиниста - у каждого свое. Главное, чтобы занятие было по душе. Тогда и на лице всегда будет улыбка…
Искренне поздравляю всех работников Приднепровской железной дороги с профессиональным праздником и желает успехов в работе, здоровья и как можно меньше стрессовых ситуаций на дороге!
Елена Андрющенко - член Национального союза журналистов Украины (НСЖУ). С 2002 года работает во Всеукраинской газете "Днепр вечерний". В 2009 году - победитель всеукраинского конкурса НСЖУ в номинации "Лучшая журналистская акция года".В 2012 - победитель всеукраинского конкурса НСЖУ в номинации "Лучшая журналистская работа года им. А. Демьяненко". В 2012 году - троекратный призер Первого регионального конкурса для журналистов "PRESSзвание. Днепропетровск".
пятница, 4 ноября 2011 г.
Блондинка и электровоз
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
1 комментарий:
Прекрасный материал, интересный подход и подача. Лена очень приятная и хорошая девушка, талантливый жуорналист и первоклассный профессионал своего дела. Так держать, Леночка
Отправить комментарий