пятница, 14 октября 2011 г.

Блондинка за прилавком

Продавать, так «Вечерку»!




Газета «Днепр вечерний» - это та, которую любят, знают, уважают и, соответственно, ожидают от нее очень многого: интересных сенсационных материалов, свежих новостей и чего-то этакого, «вкусненького»…

Недавно мы решили помимо обычных номеров готовить спецвыпуски.


Таковым стала книжечка «Днепропетровск православный», в которой речь идет о храмах и иконах нашего города. Она попала на городские и областные раскладки и стала активно распродаваться. Накануне Дня работников торговли, чтобы подогреть интерес к нашему спецвыпуску, журналистка «Вечерки» вышла на торговую точку со стопкой «книжечек». Торгуя вечернянским интеллектуальным продуктом, она узнала много интересного из жизни продавцов и, самое главное, «нащупала» некоторые подводные камни в нелегком деле реализации печатной продукции.


Газеты покупают утром, а журналы - днем

Меня поставили на торговую точку с периодикой в самом центре города. Здешний реализатор – Татьяна Воробьева – занимается торговлей около трех лет. До этого работала водителем трамвая.

- Перешла по зову души, - говорит женщина. – Здесь с людьми можно пообщаться и самому прессу пролистать – узнать, что в мире новенького. Хотя труд действительно тяжелый.

Татьяна рассказала, что у нее шестидневка. Кроме реализации, она подрабатывает и сортировщицей. Это значит, что должна быть на точке фасовки уже в 4 утра. Отобрав для продажи газеты и журналы - отправляется торговать: в 7.30 должна стоять на месте.

- С раннего утра до 10.00 у нас «час пик», - рассказывает реализатор. – Люди идут на работу и покупают свежую прессу. Лучше всего расходятся ежедневные издания. В частности, «Днепр вечерний».

Действительно, место оказалось бойким. Прохожие разбирали газеты, как горячие пирожки. Однако с продажей спецвыпусков и журналов утром дело обстояло не очень. Ведь народ торопился и не желал вникать в суть предлагаемой специальной литературы.

- Не волнуйся, ближе к обеду придут и за вашей книжечкой, - успокоила Татьяна.

Кстати, продавая прессу, между делом она успевала развешивать по стенам палатки журналы.

- Обычно это у меня занимает час-полтора, - говорит Татьяна. – Люди должны увидеть весь товар – и тот, который выходит с периодичностью в месяц, и квартал. А вечером все снова придется прятать в коробки.

Чтобы прессу продавать, ее нужно прочитать

После 10.00 действительно стали появляться читатели, которые интересуются, так сказать, «изысками».

- Мне нужен журнал о прическах, - обратилась молодая женщина с ребенком.

- Вот, пожалуйста, здесь все последние тенденции, – не задумываясь ни минуты, протянула читательнице журнал Татьяна.

Когда клиентка ушла, я восхитилась профессионализмом реализатора:

- Вы отлично ориентируетесь в товаре!

- Я должна пробежать глазами все издания, - объяснила Татьяна. – Многие спрашивают, что написано там-то и там-то. Чем лучше подкован – тем быстрее уйдет товар. Вот, например, читала книжечку «Днепропетровск православный». Знаю, что в ней даже маршруты указаны, как проехать к тому или иному храму.

Между тем, настало время предлагать свой товар, и я активно взялась за дело. Первыми купили по книжечке ребята – абитуриенты Днепропетровского областного театрально-художественного колледжа – Алексей Диденко, Тома Турлюн и Маша Казанец.

- Мы будущие художники, - говорит Тома Турлюн. – Если поступим учиться, и все пойдет, как планируем, то на втором курсе будет иконопись. В вашей книжечке много сказано об иконах. Думаю, это пригодится в учебе. А еще «Днепропетровск православный» с удовольствием прочтут мои родители.

Если есть первый том, то понадобится и второй

Я рекламировала свой товар каждому подходившему к палатке покупателю, но некоторые даже не хотели ничего слушать.

- В торговом деле нужно быть психологом, - пришла на помощь Татьяна. – Смотри, прежде всего, на лица. Тебе нужны одухотворенные люди.

И тут передо мной появился интеллигентный мужчина средних лет. Он с радостью купил книжечку и поблагодарил коллектив «Днепра вечернего» за работу. Мы разговорились… Оказалось, что покупателя зовут Сергей Шерстюк. Он – майор запаса, председатель афганской организации в военном гарнизоне поселка Гвардейское.

- Думаю, ребятам, которые служат в армии, тоже будет интересна подобная литература, - говорит Сергей Владимирович. – Тем более, что служба бывает разной. Например, десантники прыгают с парашютом. Это сопряжено с некоторой опасностью. Хорошо, если бы каждый знал, какой иконе поставить свечку за благополучное выполнение военного задания. К тому же, было бы здорово распространить эти книжечки в военных учебных заведениях.

Следующей гостьей нашего киоска стала Нина Черевашко – ведущий инженер техотдела проектного института «НИИ Проектреконструкция». Она, не задумываясь, купила книжечку:

- Давно хотела приобрести подобное издание, ведь человек я верующий, - объяснила Нина Михайловна. – Если «Вечерка» и в дальнейшем будет готовить подобные спецвыпуски – буду очень рада.

- Вам уже пора издавать вторую часть «Днепропетровска православного», ведь многие спрашивают его в моем киоске, - утверждает реализатор Татьяна. – Кстати, когда идет серия томов той или иной печатной продукции, то тираж распродается гораздо быстрее. Когда покупаешь первый том, то хочется второй. А те, кто купил второй, - ищут первый.

И правда, несколько постоянных клиентов точки спрашивали, есть ли новые книжечки от «Днепра вечернего».

Закон №1 – отнесись к клиенту, как к другу

В полдень покупателей стало больше. Люди вышли на обеденный перерыв и решили запастись кроссвордами и журналами. К киоску подошел мужчина в синей шведке.

- Это мой постоянный клиент – водитель маршрутного такси, - шепнула мне на ухо Татьяна.

- Здравствуйте, не хотите приобрести интересное православное издание из рук журналиста «Днепра вечернего»? - обратилась к клиенту.

- Православное? Дайте-ка гляну, у меня жена таким интересуется, - стал листать книжечку мужчина. – Беру, конечно.

Когда спросила у мужчины имя, он немного смутился:

- Зовут Сергей, а фамилию не скажу. Сложная она у меня. Ее постоянно как-то коверкают.

После недолгих уговоров Сергей таки признался, что его фамилия Ажажа, и имеет она татарские корни. Водитель маршрутки оказался очень интересным эрудированным человеком.

- Хочу поделиться информацией на религиозную тему, - сказал он. – Родом я из села Вербового, что в Васильковском районе. Так там есть старая церковь – место очень намоленное. Туда паломники со всех концов нашей страны съезжаются.

За целый день торговли пришлось пообщаться со многими. Люди не просто подходили к торговой палатке за прессой, а желали поговорить о жизни с Татьяной.

- У меня много постоянных клиентов. За три года они фактически стали родными, - рассказывает женщина. – Делятся со мной своими горестями и радостями. Всегда выслушаю и поддержу добрым словом, если нужно.

Торговать новостями – это искусство

Книжечки разлетелись «на ура», а жаркий день прошел незаметно. У реализаторов нет обеденного перерыва, поэтому осталась голодной. Правда, по словам Татьяны, между продажами при желании можно перекусить.

Было видно, что женщина обожает свою нелегкую работу и готова мириться со многими неудобствами. Кстати, у Татьяны двое маленьких сыновей, которым дома еще нужно уделить внимание и приготовить что-нибудь вкусненькое.



- Прихожу поздно, но оставляю еще немного сил для домашнего хозяйства, - признается она. – Спать ложусь не позже 22.00, а в 4 утра снова на работе. Так пролетают рабочие будни, и наступает один-единственный выходной, который провожу в кругу семьи. Такова жизнь торгового работника. Но не жалуюсь, а, наоборот, рада, что целый день среди людей и нахожусь в самом сердце Днепропетровска, где жизнь бьет ключом.

Я же, побывав на месте Татьяны, поняла, что работа продавца отнюдь не сугубо техническая, а где-то даже творческая. Ведь нужно найти ключик к сотням сердец, уметь не только уговорить, но и внимательно выслушать… А еще нужно быть в курсе всех событий, ведь, по сути, ты продаешь самый быстропортящийся товар в мире - новости. А значит – должен делать это максимально оперативно.

Комментариев нет: