понедельник, 27 августа 2012 г.

Блондинка в меду

Корреспондент «Днепра вечернего» вкусила «сладкой жизни» на пасеке

Все девушки любят сладенькое, а блондинки и вовсе мечтают жить «в шоколаде». В поисках «сладкой жизни» можно пребывать очень долго. Хотя все самое лучшее и ценное у нас всегда перед носом. Вот, скажем, нет места прекраснее, чем луг в цветах, к которым слетаются пчелы. И нет ничего вкуснее и полезнее, чем мед, который, в отличие от шоколада, никак не испортит фигуру. На пасеке Днепропетровского племенного завода по разведению пчел украинской степной породы ЧАО «Пчелагросервис», куда накануне Дня пасечника, отправилась штатная блондинка «Днепра вечернего», жизнь действительно сладкая. Однако чтобы ощутить непревзойденный медовый вкус, нужно потрудиться до седьмого пота. Как говорится, все познается в сравнении.

Миссия – оплодотворить

С чем едят мед, я прекрасно знаю, а вот как он делается, в этикетках на баночках не значится. Ну, его приносят пчелы – это лаконичное объяснение устроило бы любую блондинку, но только не вечернянскую. Невероятная любознательность занесла меня на пасеку в Солонянский район Днепропетровской области. Конечно же, я хотела испытать себя в роли пчеловода, ну, и заглянуть в улей, чтобы точно узнать, как появляется тот самый мед. А в результате увидела и то, откуда берутся сами пчелы… Но обо всем по порядку.

Мне принесли потрясающий наряд в виде балахона с вуалью. К нему прилагались и штанишки, но я напрочь отказалась, аргументируя жарой на улице. Но тут меня бросило в дрожь от страха: на ноги, пока еще нежно, стали садиться пчелки.

- Дайте штаны! – стала сама просить главного технолога Днепропетровского племенного завода Лидию Сименко, махнув рукой на моду и погодные условия.

- Не бойтесь, украинские степные пчелки малозлобивые, - успокоила Лидия Илларионовна. – Еще очень трудолюбивые, в любую погоду на любой цветок летят. Им не до вас. Жалят, только если с ними неумело обращаться, - придавить или стукнуть. Еще не любят выпивших, неопрятных и нервных. В общем, вам опасность не грозит.

Я действительно успокоилась, должна была понравиться пчелкам, особенно мужского пола - их называют трутнями.

- Покажите мне трутня, - попросила пчеловода Олега Горевого.

- Ох, искать мне его и искать, - покачал головой, но взялся за дело пчеловод. – Своих «мужчин» ближе к осени рабочие пчелы выгоняют из улья на улицу, чтобы мед их не ели, и те погибают.

Молодой человек открыл улей и одну за другой стал доставать рамки. Вдруг он пальцем показал на кругленькую и крупненькую пчелку-мужчинку.

- Ой, бедненький, - стала я жалеть насекомое.

- Не стоит так переживать. Поверьте, свою миссию по оплодотворению он обязательно выполнит. Благодаря ему на свет появятся десятки трудолюбивых пчелок, - расставил все на свои места директор ЧАО «Пчел-агросервис» Николай Горбенко, который наблюдал за нами. – Лучше на наших маток посмотрите, они большие умницы и красавицы.

Восемь самцов и одна матка

Мы с пчеловодом Олегом Горевым и его помощником Константином Петровым искали королеву довольно долго. На мои плечи возложили ответственное дело – пугать пчел дымом из специального инструмента дымаря.

- Пчелка, вылетая из улья, захватывает мед, которым будет питаться в пути. Из-за тяжести она не может изогнуть брюшко, чтобы ужалить. Вот и сейчас, почувствовав опасность, она, вместо того, чтобы броситься на нас, заботится о том, чтобы запастись медом, - объяснил Константин.

Матка оказалась не только большой умницей, но и просто большой по размеру продолговатой пчелкой.

- Она одна на улей. Правда – красотка? - восхищалась королевой Лидия Илларионовна. – Она у нас яйцекладущая мама – кладет около 2000 яиц в сутки. Из оплодотворенных через 12 дней появляются рабочие пчелы, а из неоплодотворенных – трутни. Если срок жизни обычной пчелы около 45 дней, то у матки - до 6 лет. Из-за того, что она питается маточным молочком, у нее развиты женские половые органы. Правда, самые продуктивные в жизни матки первые 2 года. Потом мы их меняем.

- Это значит, что и женщине полезно маточное молочко? – поинтересовалась у главного технолога.

- Оно полезно абсолютно всем, - пояснила Лидия Илларионовна. – Если его употреблять каждый день, женская красота сохранится намного дольше. А вот цветочную пыльцу особенно рекомендуют мужчинам, так сказать, для поднятия мужской силы.

- Она действительно великолепна, - восхитилась королевой и я. – Представляю, какой популярностью она пользуется у трутней. Их много, а матка – одна. Можно королеву подержать на ладони? - решилась я на смелый поступок.

- Ни в коем случае. Матка впитает ваш запах, и ее разорвут пчелы как чужую, - отказала Лидия Илларионовна.

- Она также может потерять свой запах, если полетит за медом, – решила я.

- Матка занимается только выведением потомства. А вылетает из улья только 2 раза в жизни. Первый – чтобы осмотреться, определить свое местонахождение, а второй – для спаривания. Причем, она спаривается с 8-10 трутнями, вырывая у них при этом половой аппарат, и те погибают. Далее матке не нужно уже вылетать из своего «дома», ведь она носит в себе 120000 доз спермы, которых хватит до конца жизни. Ну, и, при этом, ей тяжело подниматься в воздух.

Теперь я поняла, почему матка крупнее остальных пчел и почему ее так трепетно оберегают. Кстати, возле королевы так и кишела свита. После 10 минут наблюдения улей начал гудеть от злости.

- Закрываем его, наш визит уже раздражает, - скомандовал Олег. – Пойдем к другому «домику».

Жизнь - не сахар, а сплошной мед

Все ульи на пасеке покрашены в разные цвета: темно-зеленые, темно-синие, желтые, белые… Ведь каждая пчелосемья определяет свой дом по тону.

- А почему красных не видать? - поинтересовалась у пчеловодов.

- Этот цвет пчелы не видят.

Тем временем, я окончательно адаптировалась на пасеке и подружилась с крылатыми друзьями. Мне даже самой захотелось достать рамку с медом. Для этого мне вручили специальный инструмент - стамеску.

Но дело оказалось не таким простым, как представляла. Рамку, которая весила около 5 килограммов, довольно тяжело удерживать на весу. Да и это цветочки по сравнению с крышкой улья, которая весит намного больше.

- А говорят, труд пчеловода легкий, - вздохнул Олег. – Тяжеленько бывает. Но я не жалуюсь, ведь живу все лето на природе рядом с пчелами. День расписан по минутам – дел очень много. Взамен пчелы дарят мне хорошее настроение. Выходит, хоть жизнь и не сахар, зато сплошной мед.

Еще я узнала, что в одной пчелиной семье около 80000 пчел, которые приносят килограмм меда в сутки. Его пчеловоды называют условной единицей. Ежегодно пчелиная семья производит 50-60 условных единиц продукта.

- Сейчас разведение пчел стало более популярным занятием, чем раньше, - объясняет Лидия Сименко. – Ведь мед - экологически чистый и очень полезный продукт.

Испробовав меда, я тоже задумалась о том, чтобы стать настоящей «блондинкой в меду» и завести себе милых пчелок, которые, кстати, меня ни разу не ужалили за все время визита. А потом решила, что – нет, ведь трутней мне все-таки жалко. Хотя пчелы бы мне возразили: «Нечего жалеть альфонсов!». И были бы, безусловно, правы.

Накануне Дня пасечника «Днепр вечерний» сердечно поздравляет представителей сладкой профессии с профессиональным праздником и желает процветания!

Комментариев нет: