Эксперты НАПК и Центра противодействия коррупции рассказали о системе е-деклараций.
С 1 сентября Национальное
агентство по вопросам предотвращения коррупции приняло решение
о запуске системы е-деклараций. Это инновационная для Украины система
за контролем чиновников. Ее внедрение - одно из ключевых условий
предоставления безвизового режима с ЕС. Какие особенности предполагает
данная система «Днепру вечернему» рассказали консультант
Мирового банка Дмитрий Котляр и представитель
Центра противодействия коррупции Александры Устиновой.
По словам Дмитрия
Котляра, электронное декларирование – это очень важный антикоррупционный
инструмент финансового контроля за чиновниками.
- Новый
Закон Украины «О предотвращении коррупции» был утвержден в 2014 году. Кстати, антикоррупционные законы в Украине существовали
и ранее. Декларирование госслужащих
предусматривалось еще в законодательстве 1995 года. Но эти декларации не были
публичными, - говорит Дмитрий Котляр. -
В 2011 году требования расширились.
Появилась новая подробная форма для заполнения. Но оставалось много проблем. Одна из главных – отсутствие органа, который бы проверял
содержание деклараций. Только в 2016 году начало работу Национальное агентство по противодействию коррупции, а
после утверждена и сама форма декларации. Это позволило ввести систему
е-деклараций 1 сентября этого года.
Как рассказал консультант Мирового банка, существует 4 типа
деклараций. Декларация также подается госслужащим перед увольнением с работы. А
также через год после увольнения, чтобы показать, как изменился его финансовый
статус. Есть соответствующая декларация, которая подаётся кандидатом при
поступлении на любую государственную должность, включая органы местного
самоуправления. Кроме того, закон разрешает подавать исправленную декларацию на
протяжении 7 дней после предоставления оригинальной. Например, если госслужащий
забыл указать какую-либо информацию.
Всего
декларантов около 1 миллиона человек. Этот круг охватывает не только
государственные органы, но и органы местного самоуправления, депутатов местных
советов, должностных лиц коммунальных предприятий и бюджетных учреждений
(школы, больницы, вузы…). Среди новшеств - в декларации необходимо предоставить
информацию о членах семьи. Это муж или жена, а также лица, с которыми ведется
общее хозяйство.
- Было
понято решение провести электронное декларирование в 2 этапа. Первый завершился
30 октября. Он касался лиц, которые занимают ответственное положение в
государственных органах власти. Например, это народные депутаты, - сказал
Дмитрий Котляр. – Что касается проверки подачи деклараций, но этим займутся государственные
ораны, где работают субъекты декларирования. Если кто-то не подал декларацию,
об этом известят Национальное агентство.
По
словам Александры Устиновой, вместе с новой формой декларации вводится
уголовная ответственность за уклонение от ее заполнения.
-
Если раньше стоял вопрос – заплатить штраф или задекларировать имущество, то
проще было заплатить штраф. Теперь же – за уклонение грозит до 2 лет лишения свободы, - говорит Александра Устинова. – Результаты работы
системы уже есть. Мы видим рост уровня жизни наших госслужащих. Например, один
из нардепов задекларировал одежду на 40 тысяч гривен. Сегодня по-другому можно
будет взглянуть на декларации судей и прокуроров. И если судья живет не по
доходам, возможен его арест без соответствующего решения Верховной Рады. Также
в новых формах деклараций нужно декларировать наличные средства. Ведь раньше
депутат после покупки, скажем, недвижимости, мог утверждать, что деньги
хранились дома, и доказать это было фактически невозможно.
- Важно
то, что декларации открыты для общества,
- на этом сделала акцент Александра Устинова.
Второй этап декларирования продлится
с 1 января до 1 апреля 2017 года. В этот период показать состояние
должны будут силовики, директора госпредприятий, руководители госучреждений, коммунальных
предприятий.
Комментариев нет:
Отправить комментарий