пятница, 18 февраля 2011 г.

В Днепропетровске прошла пресс-конференция на тему «Изменение порядка выплаты больничных»

НА БОЛЬНИЧНОМ О НАБОЛЕВШЕМ

С 1 января этого года вступили в силу изменения в Закон Украины от 18.01.2001 г. №2240 «Об общеобязательном государственном социальном страховании в связи с временной утратой трудоспособности и расходами, обусловленными захоронением». Теперь порядок выплат гражданам компенсации по больничным листам из Фонда общеобязательного социального страхования на случай временной утраты трудоспособности будет незначительно изменен. Суть этих изменений читателям разъяснили заместитель директора исполнительной дирекции Днепропетровского областного отделения фонда социального страхования по временной потере трудоспособности Владимир Ярихович, заведующая отделом экспертизы по временной потере трудоспособности ИД ДОО ФСС по ВПТ Наталья Иванова и заместитель главного врача по экспертизе временной нетрудоспособности Днепропетровской городской больницы № 9 Дмитрий Барабанов.



- В этом году действительно изменен порядок финансирования выплат пособий по временной нетрудоспособности. Но для застрахованных лиц или наемных работников ничего ровным счетом не меняется, - рассказывает Владимир Ярихович. - Человек, как обычно, получает в лечебном учреждении в связи с болезнью больничный лист и приносит его на место работы. Документ передается в комиссию по социальному страхованию, которая должна функционировать на каждом предприятии. Далее - производится начисление пособий, а затем – выплата. Изменения касаются непосредственно предприятия-работодателя.

По словам Владимира Ивановича, теперь, для того, чтобы выплатить работнику пособие по больничному листу предприятие должно для начала обратиться в исполнительную дирекцию Фонда общеобязательного социального страхования по месту регистрации с заявлением о расчете. В документе должны быть указаны все необходимые реквизиты для дальнейшего финансирования. Кстати, нужно открыть специальный счет, куда средства будут перечислены. В свою очередь фонд, получив такую заявку, сверяет все реквизиты и производит финансирование страхователю, в соответствии с законодательством в течение 10 рабочих дней.

Нововведение вызвало массу недоумений, как со стороны предпринимателей, так и со стороны работников. И первые, и вторые переживали за своевременную выплату средств. Ведь до 25 января необходимых бланков для оформления заявок работодателем еще не было.

- Если изменения в Законе Украины начали действовать с 1 января, то порядок выплат и бланки заявок утвердили только через 3 недели, - говорит Владимир Ярихович. – Конечно, в течение этого времени появлялись определенные сложности – некоторые выплаты пришлось отодвинуть, что повлекло за собой нарушение. Но теперь нет никаких задержек, и я регулярно подписываю платежки. От момента обращения страхователя в районную дирекцию до возврата ему денег проходит – 3-4 рабочих дня, а не заявленные 10. Финансирование идет ежедневно, поэтому в дальнейшем тянуть с выплатами никто не будет. Работника может подвести только предприятие, если работа с документами ведется не достаточно оперативно. Хочу попросить руководителей организаций и главных бухгалтеров соблюдать закон. Обрабатывайте поступившие к вам больничные листы в максимально сжатые сроки и поскорей отправляйте заявку в районную дирекцию ФСС.
По словам Натальи Ивановой, каждый работник должен знать, что больничный листок - это единственный документ, по которому выплачивается компенсации по временной нетрудоспособности:

- Право на выдачу больничных листов имеют только лечебные учреждения коммунальной и государственной форм собственности. Что касается частных организаций нашей области, то в последние годы было выдано только несколько разрешений – днепропетровской и днепродзержинской клиникам, а также двум в Кривом Роге. Документ предоставляется Министерством здравоохранения Украины на основе ходатайства главного управления здравоохранения Днепропетровской облгосадминистрации. Конечно же, такое решение согласовывается с Фондом социального страхования.

Как утверждает Наталья Иванова, во время проведения проверок в лечебных учреждениях работники Фонда социального страхования столкнулись с тем, что не всегда лечебные учреждения Днепропетровщины придерживаются порядка выдачи больничных листов. Ведь право на предоставление таких документов имеют лишь лечебные учреждения с лицензией министерства здравоохранения и аккредитационным сертификатом. Как оказалось, часть медицинских учреждений в сельской местности области не имеют таких документов. Это положение обязательно будет исправлено.

Что касается статистики выдачи больничных листов, то в январе прошлого года их было выдано больше, чем за аналогичный период этого года.

- Это связано с эпидемией гриппа, которая бушевала зимой 2010 года, - утверждает Наталья Ивановна, - а не с изменениями в законодательстве.

- Изменение порядка выплаты компенсации по больничным листам касается непосредственно финансовых потоков, - говорит Дмитрий Барабанов. – Их хотят сделать более прозрачными. Это никаким образом не влияет на процесс выдачи или оформление больничных листов, а также на поток пациентов. К сожалению, люди по-прежнему как болели, так и болеют. Наша горбольница принимает посетителей в том же количестве. Возможно, благодаря изменениям в законодательстве, будет обеспечена и дополнительная возможность контроля за временной утратой трудоспособности. Ну и следующий шаг - разработка мер по снижению заболеваемости.

По словам Дмитрия Викторовича, статистика по выдаче больничных листов сравнительно с аналогичным периодом прошлого года не изменилось. Днепропетровская горбольница №9, если человек заболел, гарантирует предоставление больничного. Документ будет продлеваться до полного выздоровления пациента.

- Особых проблем нововведение горожанам не доставит, - уверен доктор. - В этом плане наши пациенты должны быть спокойны.

Основные задачи фонда социального страхования по временной утрате трудоспособности

Фонд социального страхования финансирует расходы предприятий, учреждений и организаций, которые используют наемную рабочую силу, на три вида пособий. Это пособия по временной потере трудоспособности, по беременности и родам, а также на погребение. Кроме того, фонд финансирует оказание социальных услуг по 5 направлениям: путевки в санаторно-курортные учреждения, в том числе реабилитационные отделения, больничное содержание в санаториях и профилакториях, частичное содержание детей в детских учреждениях оздоровления, частичное финансирование детско-юношеских спортивных школ, а также финансирование детских новогодних подарков.

КАК БЫЛО

До 1 января предприятия выплачивали пособия по больничному листу из своих фондов. Как правило, эта сумма добавлялась к заработной плате. Потом на эту цифру уменьшался размер взноса в Фонд социального страхования по временной утрате трудоспособности. В свою очередь, в фонде действовала система так называемого взаимозачета. За счет страховых взносов и производилось финансирование.

КАК СТАЛО

Теперь предприятие, получив от работника больничный лист, обязано оформить необходимые финансовые документы, заполнить специальную заявку и открыть банковский счет для накопления денежных средств. Заявка направляется в Фонд социального страхования по временной утрате трудоспособности. Затем ФСС после проверки реквизитов перечисляет соответствующую сумму на счет. После этого работнику выплачивается пособие по временной нетрудоспособности.

ЧТО ОСТАЛОСЬ В СИЛЕ?

Оплата больничного листа первых пяти дней нетрудоспособности производится, как и производилась работодателем. Размер оплаты больничного листа по-прежнему зависит от общего трудового стажа.

ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ ДЛЯ РАБОТНИКА?

По идее работник не должен ощутить на себе изменения организации выплаты пособия по временной нетрудоспособности.

Комментариев нет: