Елена Андрющенко - член Национального союза журналистов Украины (НСЖУ). С 2002 года работает во Всеукраинской газете "Днепр вечерний". В 2009 году - победитель всеукраинского конкурса НСЖУ в номинации "Лучшая журналистская акция года".В 2012 - победитель всеукраинского конкурса НСЖУ в номинации "Лучшая журналистская работа года им. А. Демьяненко". В 2012 году - троекратный призер Первого регионального конкурса для журналистов "PRESSзвание. Днепропетровск".
пятница, 18 ноября 2011 г.
Блондинка в коровнике
Cельская жизнь привлекает красотой пейзажей, свежим воздухом, звездным небом… Но, с другой стороны, она ассоциируется вовсе не с романтикой, а с тяжелым трудом с утра до ночи. Женщины здесь не красуются часами перед зеркалом, ведь нужно следить за скотиной во дворе. Накануне Дня работников сельского хозяйства Украины штатная блондинка «Днепра вечернего» Елена Андрющенко отправилась в ближайшее от Днепропетровска село – Сурско-Литовское, чтобы ощутить на себе все прелести деревенской жизни и научиться доить корову. Ведь во времена прабабушек работать дояркой было престижно. А если девушка получала звание передовой доярки, то она этим гордилась.
Скотину ищут по запаху
Ноябрьским утром на улицах Сурско-Литовского не было ни души. Человека не увидишь - не то что корову. Решила отправиться в сельсовет, чтобы узнать, кто в селе хозяйство держит.
- У нашего головы Григория Андреева корова есть, только он в отпуске, - сказала заместитель головы сельрады Нина Буряк. – Хотите, можете домой к нему сходить.
Мобильный не отвечал, поэтому решила идти так, ведь блондинку всегда рады видеть. Но дома не оказалось ни головы сельрады, ни его коровы…
Я была абсолютно растеряна и расстроена. Пошла, куда глаза глядят. По дороге мне встретился выпивший мужчина, одетый в рваный ватник и вязанную шапочку с бубоном.
- Извините, а кто здесь держит коров? – поинтересовалась.
- Шо? А! Молоко треба? Воно в магазині, - указал мне дрожащим пальцем на маленькое строение возле остановки.
Точно! И я отправилась в сельмаг за наводкой. Там купила кофе и присоседилась к двум мужчинам, которые решили согреться соткой в холодный день.
- Молодые люди, у кого-то в селе есть корова?
Странный вопрос поставил парней в тупик, и они некоторое время думали, затем собрались с мыслями:
- Та раніше було багато. Зараз по пальцям перерахувать можна. Дорого годувати.
- Он там, де синій дах, - хата стоить, - показал в окно второй собеседник. – У хазяїв дві корови.
Если у блондинок плохо с логикой, то нюх работает исключительно. Именно поэтому мне удалось быстро найти нужную хату по характерному запаху навоза.
Хорошие быки давно перевелись
- Здравствуйте, мне срочно нужно научиться доить корову, не откажите, - обратилась к хозяевам Надежде и Петру Лукашевич. – С таким трудом в Сурско-Литовском буренку нашла. Оказывается, их пора заносить в Красную книгу.
- Насправді коров держать важко, - сказала Надежда Григорьевна. - Особливо тут – в Сурсько-Литовському. Бо поля для випасу немає. Траву потрібно возити з балок. Чоловік и син все літо косять - пекло натуральне. Я туди не касаюсь, бо дома хватає роботи біля коров, та ще й город…
У семьи Лукашевич две коровы – спокойная Линда и норовистая Ласточка. Первой 10 лет, а второй - 6. Их нужно помыть, подоить три раза в день, затем - процедить молоко через марлю…
- Лінду ми купили вже дорослою через безвихідь, - говорит Надежда Лукашевич. – Бо синок дуже молочко любить. А Ласточка тоді ще тьолкою була.
Меня, как истинную блондинку заинтересовало, насколько породисты коровы.
- Хто його знає. Де зараз породістих биків знайти! – вздохнула радушная хозяйка. - Наші корови давно іскуственно гуляють. Звертаємося до врача-осеменітеля.
- А что, по селу бычков не держат? – удивилась я.
- Ну, якщо дуже постаратися, то знайти можна. Отам, за балкою, в кінці села, люди кажуть, вроді живе один непоганий бичок. А так зараз далеко не всі способні осеменити корову. Для цього скотину треба кормить як положено - зерном. А то часто поведеш, а у бика нічого не виходить. Так і корову потім додому не забереш. Стоїть і нервує – у неї стрес.
Доить – не мужская работа
- Как правильно доить корову? - пристала с расспросами к хозяину дома Петру Григорьевичу.
- Чоловік до дойки взагалі не касається,- подключилась к разговору хозяйка.
- Є кому доїть, - строго ответил Петр Григорьевич. - Жена та теща люблять корів, а я їм допомагаю з ними поратись. Достатньо чоловічих справ: роблю заготовки трави на зиму, кормлю скотину, прибираю гній… Професію водія облишив, зі скотиною турбот вистачає. Раніше теща допомагала, а тепер їй вже 90 років. Вона і розповість, як доїти. Бо все життя дояркою проробила.
Мне несказанно повезло, ведь попала в дом, где живет доярка с огромным стажем Галина Стасовская. С 15 лет она работала на ферме села Новый Орлик, что в Полтавской области. А потом уже – в Сурско-Литовском. Каждый день без выходных просыпалась в 4 утра и только вечером возвращалась из коровника. А дома еще кушать нужно приготовить, на огороде что-нибудь сделать.
- Когда же на танцы в девичестве успевали бегать? – поинтересовалась у бабушки.
- Які там танці… Так за день набігаєшься – ніг не відчуваєш, - ответила миловидная старушка.
- А как женихи относились к тому, что вы доярка?
- Їм все одно було, аби гроші заробляла. Тоді писалися трудодні, а за них рублі платили.
Бабушка Галя с радостью взялась учить меня доить корову. Для этого велела надеть косынку, чтобы волосы в ведро с молоком не попали, ватник и сапоги, чтобы не жалко испачкать. Потом меня познакомили с Линдой – рыжей коровой с покладистым характером.
- Лінда любе ласку, щоб її гладили, - сказала Галина Григорьевна. – А Ласточка, якщо щось не так, може і ногою двинути – лоскотки боїться. Берешся за «сіську», а у неї така реакція.
Сначала мы с Линдой просто смотрели друг на друга, а потом я таки решилась дотронуться к ее мордашке. Далее предложила своей новой подруге сухой травы, и та не отказалась. Знакомство состоялось.
- Спочатку потрібно помити корові вим`я та хорошо витерти, - учила бабушка Галя. – Потім теплими руками бери і дої плавними рухами. Та кольца познімай. Бо куди воно годиться!
«Ну, да! Я и так сняла с себя все наряды, только кольца и остались от былого городского лоска», - подумала, но не решилась сказать вслух.
Доить Линду оказалось сложнее, чем думала - я старательно тянула за вымя, а молоко все не выжималось. Пришлось приложить немало усилий, чтобы брызнула белая струйка. Ура! Получилось. Но при мысли, сколько же нужно стараться, чтобы надоить 20 литров в день, а тем более, как бабушка Галя, обслужить 15 коров за сутки, мне стало плохо. Поняла, почему руки у сельских женщин такие натруженные, пальцы распухшие и покрасневшие от холода.
- Важко, дєтка? - сжалилась бабушка Галя. – Давай я.
У Галины Григорьевны все получилось так ловко, что взгляд не оторвать.
- Тепер потрібно помазати вим`я кремом, щоб м`якенькое було, не пересихало, бо
холодно на вулиці, - эту работу Галина Григорьевна доверила мне.
Корова дороже телки
В теплом коровнике, куда отвели Линду, увидела двух телят.
- Це Рябушка, а то Чернушка. Їм по два місяці, - сказала Надежда Григорьевна. – Ростимо помаленьку.
Узнала, что принимать роды у буренок, - достаточно ответственный процесс.
- Корова повинна телитися сама, - объясняет хозяйка. – Але потрібно допомагати – знаходитися поряд. Потім теля ми забираємо. До Лінди ще можна підкласти, чтоб його вилізала. А до Ласточки – ні. Від неї не знаєш, чого чекати.
Телят семья Лукашевич сразу не продает – выращивает 1-2 года. Только потом, когда они становятся телками, – на базар.
- Корова коштує дорожче, ніж тьолка, навіть якщо вона тельна, - говорит хозяйка. – Десь 10-12 тисяч гривень.
Но, чтобы вырастить корову, нужно потратить немало средств и сил. Животные живут по режиму, который нельзя нарушать: едят 4 раза в день, выпивают около 60 литров воды. Еще они иногда болеют. И тогда без ветврача не обойтись.
- Глаз та глаз за хозяйством потрібен, - продолжает хозяйка. – Якщо щось переїла скотина, і сталося «вздутіє», потрібно терміново приймати міри. Навіть недавно випадок був, наш ветврач розповідала: переїла корівка, і зарізали її буквально в минулу неділю, - искренне сожалеет Надежда Лукашевич.
Как оказалось, на все Сурско-Литовское всего около 50 коров. А это немного. Забот со скотиной хватает. Например, чета Лукашевич, чтобы держать хозяйство, оставила рабочие места.
Сельские девушки больше не стремятся стать доярками, а хотят покорять город.
Мерцание звезд меняют на свет уличных фонарей, свежий воздух - на смог от авто, а деревенские пейзажи - на угрюмый вид многоэтажек. А ведь так здорово иногда выпить стакан парного молока, любуясь из окна времянки, как заходит солнце. Не беда, что болят натруженные пальцы. Ведь это говорит о том, что сегодняшний день прошел не зря, а стол ломится от вкусных и натуральных молочных продуктов.
понедельник, 14 ноября 2011 г.
Журналисты «Днепра вечернего» стали почетными гостями на встрече литераторов
В прошлую субботу я вместе с другими журналистами «Вечерки» и во главе с нашим редактором Ириной Авраменко стала одним из почетных гостей на творческом вечере по программе «Читатель-писатель-газета» в днепропетровской «Диораме». Творческий вечер организовало общество «Память». Сюда пришли поэты, прозаики, ценители литературы. Всех присутствующих объединяло то, что они давно являются поклонниками газеты «Днепр вечерний», а корреспонденты нашего издания стали своеобразными, если не кумирами, то просто любимыми авторами. В свою очередь мы были искренне рады теплому приему…
В президиуме находились члены Регионального союза писателей Приднепровья Николай Милош и Александр Покровский. У них на столе лежал свежий выпуск «Днепра вечернего» и календарь с фото всех наших журналистов. Когда в зал вошла наш главный редактор Ирина Авраменко, председатель общества «Память» Николай Милош поспешил пригласить ее на сцену, в президиум, как самого почетного гостя. Поэт сразу же прочел четырехстишье:
У любви надежный фон,
Подтверждаю фактами,
Я в «Вечерочку» влюблен
И в его редактора.
А вообще, Николай Милош написал стихотворение для каждого из наших журналистов.
- От вечернянцев борошу клич, спасибо, Николай Ильич - взяла слово Ирина Авраменко. – Однако очень рада встрече и хочу поблагодарить за приглашение и верность «Вечерке». Мы – газета, которая помогает – поэтому, здесь и сейчас хотелось бы услышать от вас о конкретных проблемах. В каких вопросах «Вечерка» может быть полезной?
Присутствующие в зале стали поднимать руки. Высказаться мог каждый – прозвучало много добрых слов в адрес нашего издания. Были и пожелания – решить проблемы с вывозом мусора и отоплением, написать о качестве воды в водопроводе…
После на сцену по просьбе читателей стали один за другим выходить корреспонденты. Больше всего эмоций вызвало выступление нашего почетного «дворника» Валерия Захарова. Не стоит объяснять, что коммунальные проблемы сегодня больше всего волнуют население Днепропетровска. А Валерия Николаевич смог компетентно ответить на многие вопросы.
Приветственное слово дали и мне. Поблагодарила читателей за поддержку благотворительной акции "Красота против равнодушия". Еще раз спасибо за участие и интерес к проекту.
Порадовал всех своими стихотворениями наш штатный поэт и ведущий рубрики «Политкухня» Александр Разумный. Его провожали с аплодисментами.
Культурную часть вечера открыл песней «Вечерочка» известный днепропетровский певец Олег Мелещук. Вслед за ним исполнило несколько номером вокальное трио «Бобошко» и ансамбль «Лидия». В зале еще несколько часов кряду звучали стихи и песни. Под живую музыку желающие могли продемонстрировать свой талант и станцевать танго. Оказалось, многие читатели действительно сильны в танцах, да так, что могут переплюнуть даже молодых журналистов «Днепра вечернего», таких, как я.
В любви нашей газете со сцены признался литератор Александр Покровский и решил порекомендовать ее всем:
–
Недавно оформил подписку на «Вечерку» в стенах редакции. Это оказалось дешевле на 25 гривен. К тому же мне подарили очаровательную вместительную сумку с логотипом вашей газеты. Хожу с ней уже несколько дней, а все спрашивают, где взял. Но это так, приятный бонус. Главное – информативность и то настроение, которое газеты приносит в дом. Вы – справедливая газета, которая смело говорит о наболевшем, но, при этом, находится место и для развлекательных материалов, которые заставляют улыбнуться.
четверг, 10 ноября 2011 г.
Блондинка в армии
пятница, 4 ноября 2011 г.
Блондинка и герой
Мы продолжаем встречать в редакции "Днепра вечернего" наших постоянных читателей. Здесь можно оформить подписку на газету, которая помогает дешевле на 25 гривен, чем в отделениях почты.
Недавно к нам пришел гость, грудь которого была увешана орденами. Им оказался ветеран Великой Отечественной войны Иван Пеня. Постоянному подписчику 86 лет, за его плечами сложная жизнь. Читатель был дважды ранен в сражениях. За подвиги он награжден двумя орденами Славы, орденом Отечественной войны I степени, орденом Защитника Отечества III степени и 23 медалями.
- Каждый год подписываюсь на "Днепр вечерний", и этот тоже не исключение, - сказал Иван Стефанович. – Не могу обходиться без "Вечерки". Это моя любимая газета. Рад, что в вашей редакции можно получить скидку на подписку.
Как оказалось, Иван Стефанович большой поклонник моих репортажей "Блондинка меняет профессию". да и вообще обожает "Вечерку".
Любовь к "Днепру вечернему" Иван Пеня привил и своим детям – сыну и дочери, а также троим внукам.
Редакция "Днепра вечернего" благодарит Ивана Стефановича за преданность "Вечерке" и желает здоровья и долголетия!
Блондинка и электровоз
Накануне Дня железнодорожника штатная блондинка «Днепра вечернего» водила электровоз
Говорят, блондинка за рулем – это ужас, а что скажете насчет блондинки за штурвалом локомотива? Да, по законодательству Украины женщины не могут работать машинистами электровозов, ведь работа считается тяжелой и требует большой выносливости. Ну, а с другой стороны, наши дамы любой поезд «на ходу остановят», им все по плечу.
Штатной блондинке «Днепра вечернего» Елене Андрющенко удалось осуществить свою давнишнюю мечту и «погонять» по рельсам локомотивного депо Приднепровской железной дороги на электровозе. Более того, «набравшись опыта» в качестве машиниста, журналистка попробовала себя и как проводница, а затем сравнила – какая же работа все-таки сложнее.
Последняя женщина-машинист работала в войну
Обычно, чтобы стать машинистом, нужно для начала побыть помощником машиниста, ну и, естественно, сработаться с начальником, перенять его опыт.
- Рада вам помочь, - протянула руку машинисту электровоза Алексею Гранкину. – И что мне нужно делать? Может, для начала, просто поговорим, расскажете, что да как…
Алексей не подозревал о моем коварном замысле. Думал, что просто решила взять интервью…
Оказалось, молодой человек работает на Приднепровской железной дороге с 1996 года. С детства мечтал о карьере машиниста. Теперь ездит на разные направления: Симферополь, Донецк, Пятихатки, Кривой Рог, Апостолово… График каждый месяц меняется. В кабине локомотива он находится вдвоем с помощником. Тот озвучивает показания сигналов на дороге, положение стрелок, скорость, состояние пути. То есть - следит за дорогой.
- Отлично, есть с кем поболтать в пути, - отметила я.
- Что вы, разговаривать некогда, ведь находишься в постоянном напряжении, нужно быть максимально внимательным. Вот поэтому и устаешь после рейса больше не физически, а морально, - ответил машинист. – Работа сопряжена с многочисленными стрессами.
- Вам, наверное, часто приходится волноваться из-за пьяных пассажиров, которые срывают стоп-кран, - предположила.
- Это рабочая ситуация. Гораздо страшнее, когда под твой поезд попадает человек, - при этих словах лицо Алексея стало серьезным. – А такие случаи есть в практике почти у всех машинистов. Вероятность очень высока. В основном жертвами становятся пьяные, которые переходят пути в неположенном месте. Сигнала они не слышат, а резко затормозить или свернуть в сторону невозможно. Поэтому девушки машинистами не работают. Не знаю – выдержат ли такое.
- Неужели ни одной в истории не было? - удивилась я.
Алексей сказал в утешение, что таки слышал о девушке-машинисте, которая прославилась еще в Великую Отечественную войну.
Тем временем я решила приступить к плану «Б» и стала проситься поработать машинистом хотя бы в пределах депо. Парень сам не заметил, как оказался без кителя и галстука. Все это мне очень шло. Осталось выбрать лишь локомотив под стать.
Розовый локомотив специально для блондинки
Мне понравился розовый электровоз ЧС-7, который сочетался с цветом моей блузки. Как будто его сделали специально для блондинок. Залезть в него на каблуках оказалось проблематично. Но мне помогли работники депо.
Немного растерялась, увидев в кабине множество кнопок и рычагов.
- Это краны машиниста, ими тормозят, - объяснил Алексей, показывая на два красных рычага. - Это рычаги для разгона скорости и торможения, вот радиостанция для связи с начальником поезда, а эта - с дежурным подстанции, той кнопкой включаются фары, а той - манометр…
- А магнитофона у вас случайно нет, ведь без музыки скучно, - прервала своего собеседника.
Мой вопрос Алексею показался странным:
- В пути нужно внимательно следить за дорогой, а не музыку слушать.
- Подождите, так и по мобильному поболтать нельзя? А если что-то важное с подругой или другом обсудить нужно…
- Самое важное - это довезти пассажиров с комфортом.
Уже была готова отправляться в путь и стала искать по сторонам ремни безопасности, но, как оказалось, их здесь нет. Локомотив, оказывается, тормозит плавно.
Чтобы запустить электровоз, потребовалось минут 10. Для этого сняли его с ручного тормоза и стали запускать в систему воздух. В какой-то момент я осталась в кабине одна. Локомотив сурово заревел и чуть дернулся. Мне показалось, что уже еду, причем меня все бросили. Стало так страшно, что даже вскрикнула.
- Не бойтесь, я рядом, - вдруг передо мной появился Алексей. – Мы еще стоим.
Он снял машину с дополнительного тормоза и посадил меня за штурвал. Ура, мы поехали с огромной, как мне показалось, скоростью - 10 километров в час.
- Вообще-то на дороге мы можем разгоняться до 120, а если скоростной поезд, то максимально до 140 километров, - объяснил машинист.
Алексей велел положить руки на штурвал и помогал поворачивать его в нужное время в нужную сторону, координируя скорость. Руля как такового не было. Мой розовый локомотивчик и так ехал строго по рельсам.
- Когда зажигается лампочка, не забывайте нажимать на педаль бдительности, - напоминал Алексей. – Она нужна для того, чтобы машинист не уснул в пути. Если этого не сделать, то локомотив сам остановится.
Пес на рельсах - тоже форс-мажор
Мне все казалось, что электровоз вот-вот сойдет с рельсов, но, как успокоил Алексей, для этого нужно «постараться». Такая ситуация очень маловероятна. А на такой низкой скорости вообще невозможна.
И вдруг, заболтавшись с Алексеем, я увидела, что под колеса моего электровоза сломя голову несется собачка.
- Мамочки, что делать! - вскочила со своего кресла и запаниковала.
- Сядьте на место и нажимайте клаксон, - велел мой инструктор.
Раздался пронзительный гудок, и пес, испугавшись, рванул в другую сторону. А я все продолжала жать на кнопку. Работники депо стали обращать внимание на беспрерывно сигналящий локомотив. А когда замечали, что за рулем блондинка, просто не могли удержаться от хохота.
Между тем, мы доехали до пункта назначения, перешли в другую кабину электровоза, находящуюся с противоположной стороны, и стали возвращаться обратно. И тут я заметила, что мы едем прямо на другой электровоз.
- Мы же врежемся! Давайте тормозить! – закричала на всю кабину и схватилась за красный рычаг.
- Все под контролем, мы просто присоединим наш к другому локомотиву, - успокоил машинист и сам плавно остановил мощную технику на нужном расстоянии от соседнего электровоза.
- Фух! - выдохнула с облегчением.
Выбравшись из розового электровоза, я немного пришла в себя, посидев 5 минут на рельсах, и отправилась осваивать новую профессию - проводницы.
Нелегка пилотка проводницы
Как раз на перрон прибыл поезд Днепропетровск-Трускавец. Меня с улыбкой встретила его начальник Елена Светличная. Кстати, она уже 2 года кряду становится победителем конкурса на лучшего начальника поезда Приднепровской железной дороги. Как оказалось, работа у этой хрупкой девушки тоже сложная. В ее подчинении 30 проводников. Вдобавок, нужно находить общий язык с пассажирами, а также держать постоянную связь с машинистом.
- Как же вам удается улаживать конфликтные ситуации, например, если между молодыми людьми завязался спор? - поинтересовалась я.
- Когда подходишь с улыбкой, то многим мужчинам становится стыдно за свое поведение, - ответила Елена Ивановна. – В последнее время все реже приходится вызывать наряд милиции, люди стали более здравомыслящими.
Как мне рассказала Елена Светличная, с недавнего времени на железной дороге новые правила. Через каждые 3 месяца и для начальника поезда, и для проводников методом компьютерного отбора выбирается другое направление. Приходится работать с новой командой. В свой штат Елена Ивановна взяла и меня, правда, всего на несколько часов. Проводница Яна Сырых принесла мне форму с пилоткой и взялась за мое обучение.
- Сейчас, когда люди покинули вагон, нужно прибраться, - сказала девушка. – Начнем с уборки грязного постельного белья. Его нужно утрамбовать в мешки.
И если утрамбовывать его кое-как получалось, то тащить мешок весом в 15-20 килограммов оказалось ой как тяжело. Хотя моя новая знакомая, худенькая проводница Анна Гаращенко, справлялась с этой задачей куда лучше меня.
- 20 лет опыта, что вы хотите, - объяснила она.
Я с горем пополам закинула мешок в кузов подъехавшего грузовичка.
- Не хотите подкинуть угля в топку, чтобы вагон не остыл? - предложила Яна.
- А что, это тоже делают девушки? - искренне удивилась.
- В нашем вагоне мужчины не работают, так что давайте.
А когда уже измарала руки, Елена Ивановна решила показать мне и лицевую сторону работы. Наконец-то уставшая блондинка вышла на публику. Еле сил хватило губы подкрасить.
- Вот скрученный желтый флажок, когда поезд тронется, держите его на вытянутой руке и смотрите по сторонам, чтобы никто не пытался заскочить в вагоны.
Наш состав отправлялся на отстой, а из другого, на соседнем пути, как раз выходили люди. Мужчины с восхищением смотрели на проводниц в форме, мы кокетливо улыбались в ответ.
На самом деле, как я заметила, несмотря на все сложности, проводницам нравится их работа. О рутинной стороне и сложностях никто не любит рассказывать, ведь такое есть в каждой профессии. Нелегка шапка Мономаха, нелегка и пилотка проводницы. Не думаю, что работа проще, чем у машиниста - у каждого свое. Главное, чтобы занятие было по душе. Тогда и на лице всегда будет улыбка…
Искренне поздравляю всех работников Приднепровской железной дороги с профессиональным праздником и желает успехов в работе, здоровья и как можно меньше стрессовых ситуаций на дороге!
Говорят, блондинка за рулем – это ужас, а что скажете насчет блондинки за штурвалом локомотива? Да, по законодательству Украины женщины не могут работать машинистами электровозов, ведь работа считается тяжелой и требует большой выносливости. Ну, а с другой стороны, наши дамы любой поезд «на ходу остановят», им все по плечу.
Штатной блондинке «Днепра вечернего» Елене Андрющенко удалось осуществить свою давнишнюю мечту и «погонять» по рельсам локомотивного депо Приднепровской железной дороги на электровозе. Более того, «набравшись опыта» в качестве машиниста, журналистка попробовала себя и как проводница, а затем сравнила – какая же работа все-таки сложнее.
Последняя женщина-машинист работала в войну
Обычно, чтобы стать машинистом, нужно для начала побыть помощником машиниста, ну и, естественно, сработаться с начальником, перенять его опыт.
- Рада вам помочь, - протянула руку машинисту электровоза Алексею Гранкину. – И что мне нужно делать? Может, для начала, просто поговорим, расскажете, что да как…
Алексей не подозревал о моем коварном замысле. Думал, что просто решила взять интервью…
Оказалось, молодой человек работает на Приднепровской железной дороге с 1996 года. С детства мечтал о карьере машиниста. Теперь ездит на разные направления: Симферополь, Донецк, Пятихатки, Кривой Рог, Апостолово… График каждый месяц меняется. В кабине локомотива он находится вдвоем с помощником. Тот озвучивает показания сигналов на дороге, положение стрелок, скорость, состояние пути. То есть - следит за дорогой.
- Отлично, есть с кем поболтать в пути, - отметила я.
- Что вы, разговаривать некогда, ведь находишься в постоянном напряжении, нужно быть максимально внимательным. Вот поэтому и устаешь после рейса больше не физически, а морально, - ответил машинист. – Работа сопряжена с многочисленными стрессами.
- Вам, наверное, часто приходится волноваться из-за пьяных пассажиров, которые срывают стоп-кран, - предположила.
- Это рабочая ситуация. Гораздо страшнее, когда под твой поезд попадает человек, - при этих словах лицо Алексея стало серьезным. – А такие случаи есть в практике почти у всех машинистов. Вероятность очень высока. В основном жертвами становятся пьяные, которые переходят пути в неположенном месте. Сигнала они не слышат, а резко затормозить или свернуть в сторону невозможно. Поэтому девушки машинистами не работают. Не знаю – выдержат ли такое.
- Неужели ни одной в истории не было? - удивилась я.
Алексей сказал в утешение, что таки слышал о девушке-машинисте, которая прославилась еще в Великую Отечественную войну.
Тем временем я решила приступить к плану «Б» и стала проситься поработать машинистом хотя бы в пределах депо. Парень сам не заметил, как оказался без кителя и галстука. Все это мне очень шло. Осталось выбрать лишь локомотив под стать.
Розовый локомотив специально для блондинки
Мне понравился розовый электровоз ЧС-7, который сочетался с цветом моей блузки. Как будто его сделали специально для блондинок. Залезть в него на каблуках оказалось проблематично. Но мне помогли работники депо.
Немного растерялась, увидев в кабине множество кнопок и рычагов.
- Это краны машиниста, ими тормозят, - объяснил Алексей, показывая на два красных рычага. - Это рычаги для разгона скорости и торможения, вот радиостанция для связи с начальником поезда, а эта - с дежурным подстанции, той кнопкой включаются фары, а той - манометр…
- А магнитофона у вас случайно нет, ведь без музыки скучно, - прервала своего собеседника.
Мой вопрос Алексею показался странным:
- В пути нужно внимательно следить за дорогой, а не музыку слушать.
- Подождите, так и по мобильному поболтать нельзя? А если что-то важное с подругой или другом обсудить нужно…
- Самое важное - это довезти пассажиров с комфортом.
Уже была готова отправляться в путь и стала искать по сторонам ремни безопасности, но, как оказалось, их здесь нет. Локомотив, оказывается, тормозит плавно.
Чтобы запустить электровоз, потребовалось минут 10. Для этого сняли его с ручного тормоза и стали запускать в систему воздух. В какой-то момент я осталась в кабине одна. Локомотив сурово заревел и чуть дернулся. Мне показалось, что уже еду, причем меня все бросили. Стало так страшно, что даже вскрикнула.
- Не бойтесь, я рядом, - вдруг передо мной появился Алексей. – Мы еще стоим.
Он снял машину с дополнительного тормоза и посадил меня за штурвал. Ура, мы поехали с огромной, как мне показалось, скоростью - 10 километров в час.
- Вообще-то на дороге мы можем разгоняться до 120, а если скоростной поезд, то максимально до 140 километров, - объяснил машинист.
Алексей велел положить руки на штурвал и помогал поворачивать его в нужное время в нужную сторону, координируя скорость. Руля как такового не было. Мой розовый локомотивчик и так ехал строго по рельсам.
- Когда зажигается лампочка, не забывайте нажимать на педаль бдительности, - напоминал Алексей. – Она нужна для того, чтобы машинист не уснул в пути. Если этого не сделать, то локомотив сам остановится.
Пес на рельсах - тоже форс-мажор
Мне все казалось, что электровоз вот-вот сойдет с рельсов, но, как успокоил Алексей, для этого нужно «постараться». Такая ситуация очень маловероятна. А на такой низкой скорости вообще невозможна.
И вдруг, заболтавшись с Алексеем, я увидела, что под колеса моего электровоза сломя голову несется собачка.
- Мамочки, что делать! - вскочила со своего кресла и запаниковала.
- Сядьте на место и нажимайте клаксон, - велел мой инструктор.
Раздался пронзительный гудок, и пес, испугавшись, рванул в другую сторону. А я все продолжала жать на кнопку. Работники депо стали обращать внимание на беспрерывно сигналящий локомотив. А когда замечали, что за рулем блондинка, просто не могли удержаться от хохота.
Между тем, мы доехали до пункта назначения, перешли в другую кабину электровоза, находящуюся с противоположной стороны, и стали возвращаться обратно. И тут я заметила, что мы едем прямо на другой электровоз.
- Мы же врежемся! Давайте тормозить! – закричала на всю кабину и схватилась за красный рычаг.
- Все под контролем, мы просто присоединим наш к другому локомотиву, - успокоил машинист и сам плавно остановил мощную технику на нужном расстоянии от соседнего электровоза.
- Фух! - выдохнула с облегчением.
Выбравшись из розового электровоза, я немного пришла в себя, посидев 5 минут на рельсах, и отправилась осваивать новую профессию - проводницы.
Нелегка пилотка проводницы
Как раз на перрон прибыл поезд Днепропетровск-Трускавец. Меня с улыбкой встретила его начальник Елена Светличная. Кстати, она уже 2 года кряду становится победителем конкурса на лучшего начальника поезда Приднепровской железной дороги. Как оказалось, работа у этой хрупкой девушки тоже сложная. В ее подчинении 30 проводников. Вдобавок, нужно находить общий язык с пассажирами, а также держать постоянную связь с машинистом.
- Как же вам удается улаживать конфликтные ситуации, например, если между молодыми людьми завязался спор? - поинтересовалась я.
- Когда подходишь с улыбкой, то многим мужчинам становится стыдно за свое поведение, - ответила Елена Ивановна. – В последнее время все реже приходится вызывать наряд милиции, люди стали более здравомыслящими.
Как мне рассказала Елена Светличная, с недавнего времени на железной дороге новые правила. Через каждые 3 месяца и для начальника поезда, и для проводников методом компьютерного отбора выбирается другое направление. Приходится работать с новой командой. В свой штат Елена Ивановна взяла и меня, правда, всего на несколько часов. Проводница Яна Сырых принесла мне форму с пилоткой и взялась за мое обучение.
- Сейчас, когда люди покинули вагон, нужно прибраться, - сказала девушка. – Начнем с уборки грязного постельного белья. Его нужно утрамбовать в мешки.
И если утрамбовывать его кое-как получалось, то тащить мешок весом в 15-20 килограммов оказалось ой как тяжело. Хотя моя новая знакомая, худенькая проводница Анна Гаращенко, справлялась с этой задачей куда лучше меня.
- 20 лет опыта, что вы хотите, - объяснила она.
Я с горем пополам закинула мешок в кузов подъехавшего грузовичка.
- Не хотите подкинуть угля в топку, чтобы вагон не остыл? - предложила Яна.
- А что, это тоже делают девушки? - искренне удивилась.
- В нашем вагоне мужчины не работают, так что давайте.
А когда уже измарала руки, Елена Ивановна решила показать мне и лицевую сторону работы. Наконец-то уставшая блондинка вышла на публику. Еле сил хватило губы подкрасить.
- Вот скрученный желтый флажок, когда поезд тронется, держите его на вытянутой руке и смотрите по сторонам, чтобы никто не пытался заскочить в вагоны.
Наш состав отправлялся на отстой, а из другого, на соседнем пути, как раз выходили люди. Мужчины с восхищением смотрели на проводниц в форме, мы кокетливо улыбались в ответ.
На самом деле, как я заметила, несмотря на все сложности, проводницам нравится их работа. О рутинной стороне и сложностях никто не любит рассказывать, ведь такое есть в каждой профессии. Нелегка шапка Мономаха, нелегка и пилотка проводницы. Не думаю, что работа проще, чем у машиниста - у каждого свое. Главное, чтобы занятие было по душе. Тогда и на лице всегда будет улыбка…
Искренне поздравляю всех работников Приднепровской железной дороги с профессиональным праздником и желает успехов в работе, здоровья и как можно меньше стрессовых ситуаций на дороге!